Юбилейный 25-й фильм одной из самых длинных франшиз в киноистории, многократно переносившийся, но, наконец, вышедший на экраны. Он прощается не только с Дэниелом Крейгом в роли одного из самых известных персонажей мировой культуры — агента 007 Джеймса Бонда, но и с самой сущностью этого титулованного имени.
Рецензия на фильм «Не время умирать»: Джеймс Бонд всё
Страшно представить, а ведь первая картина про агента британской разведки в исполнении Крейга («Казино „Рояль“») вышла целых 15 лет назад! В то время она впечатляла своей проработкой, приземлённостью, почти реалистичным развитием событий без сверхтехнологичных гаджетов и экзотических мест действия, а Бонд был абсолютно не похожим на предыдущие свои воплощения.
Избавившись от лишней элегантности, агент 007 работал не очень деликатно, но очень эффективно. Там, где остальные включали обаяние и полагались на смекалку, Джеймс Бонд Дэниела Крейга работал силой, идя напролом. Очень характерна открывающая сцена «Кванта милосердия», когда главный герой гнался за очередным террористом, проламывая стены насквозь там, где его оппонент с лёгкостью протискивался в форточку.
В отсутствии этого изящества многие находили недостаток, обвиняя персонажа в излишней брутальности. Но новый Бонд был именно таким — любящим рукопашные драки, несгибаемым под пытками и готовым любые вызовы встречать лицом к лицу. Образец настоящего мужчины, который ездит на дорогих машинах, останавливается в дорогих отелях, победит каждого, кто встанет у него на пути, и без проблем завоюет любую красотку.
Впрочем, именно самый первый фильм показал, что за фасадом этой маскулинности стоит обычный человек, нуждающийся, как и все, в любви и заботе. Трепетные чувства к Веспер Линдт (Ева Грин) тянутся тонкой линией через все пять картин, показывая, что и у Бонда есть сердце.
Разговоры о том, что Дэниелу Крейгу пора уйти с роли, ходили давно, но актёр неизменно возвращался — так же, как Джеймс Бонд неизменно возвращается на службу короне Великобритании.
Ещё в «Координатах Скайфолл» появились намёки на отставку главного героя. В «Спектре» он полноценно уходит на пенсию, эффектно уезжая на своём классическом Aston Martin в компании новой возлюбленной Мадлен Свонн Леа Сейду.
Но зло не дремлет, а старые тайны не отпускают. Бонду приходится оставить песчаный берег и сразиться с очередным безумцем не только ради спасения мира, но и ради тех, кто ему дорог. Но это уже не залихватские похождения бравого агента, а борьба уставшего от постоянной опасности человека, который просто хочет спокойно жить со своей семьёй.
Он готов оставить службу, отдать свой номер и лицензию на убийство. Ему находят замену в лице дерзкой Номи (Лашана Линч), явно копирующей повадки своего предшественника. Вот только новый агент мало чем может похвастаться. У неё есть пара экшен-сцен, некоторая индивидуальность, но на полноценную замену Джеймсу Бонду создатели фильма побоялись её продвинуть.
Так же и короткая, но яркая роль Аны де Армас производит хорошее впечатление, но достаточно быстро пропадает, оставляя надежду на появление в последующих фильмах. Даже для Мадлен не нашлось интересного применения, хотя в предыдущем фильме она могла показать характер. И это печально, ведь в соавторы сценария позвали Фиби Уоллер-Бридж, известную своими проработанными необычными женскими персонажами.
Совершенно не впечатляет Рами Малек в роли антагониста со сложносочинённым комичным именем Люцифер Сафин. Причем, это не проблема Малека, а проблема персонажа с отсутствующей интересной историей и мотивацией. Сафин существенно проигрывает не только великолепному Ле Шиффру Мадса Микельсена, но и импозантному Сильве Хавьера Бардема. Появляясь как маньяк из хорроров, персонаж Малека превращается в карикатурного злодея с сомнительными, а главное, скучными околофилософскими речами и почти клюквенным советским наследием в лице родителей-химиков, работающих на секретном заводе.
С одной стороны, это несомненный минус фильма, начинающегося достаточно интенсивно и интригующе, с новыми интересными персонажами, а заканчивающегося типичной «бондиановщиной», когда Бонд разбирается с плохими парнями на бывшей ракетной базе СССР. Но каким ещё должно стать финальное задание Джеймса Бонда, если не операцией по спасению человечества? В предыдущих картинах противники Бонда-Крэйга сильны и опасны, но угрозу миру представляли достаточно условную. В «Не время умирать» на кону миллионы невинных жизней.
Весь фильм пронизан темой расставания. Этому способствуют ностальгические разговоры между М и Бондом, колкости, отвешиваемые молодыми агентами в адрес старого оперативника, и то, что последний фильм завершает все сюжетные линии пяти картин.
Вернётся и хитрый агент ЦРУ Феликс Лейтер, и Блофельд, и Манипенни, и Q. У каждого будет время, чтобы сказать Джеймсу последнее слово. Ведь уходит не только актёр, играющий всем известного персонажа, но и, скорее всего, сам архетип, который этот персонаж олицетворял.
За эти 15 лет мир существенно изменился, и сейчас уже такая «выпуклая» мужественность вкупе с неоправданным влиянием на женщин не выглядит убедительно. И дело даже не в повестке, феминизме или подобном, а в том, что за таким героем не интересно наблюдать. Он не развивается, не меняется от фильма к фильму. Чтобы вдохнуть новую жизнь в Джеймса Бонда, недостаточно поменять актёра или обстоятельства, нужно менять саму суть характера героя.
Несмотря на многие недостатки, 25-й фильм франшизы и последний фильм Дэниела Крейга в образе Джеймса Бонда снят в трепетной манере, отдавая дань уважения всему, что произошло с персонажем за эти годы. Экшен получился красивым, новые герои многообещающими, а старым дали закончить свою сюжетную линию. Агент 007, наконец, сражается не только за мир во всём мире, но и за своё собственное счастье, а смелая концовка ставит жирную точку, позволяя полностью перезагрузить историю легендарного британца.
Смотрите фильм «Не время умирать» в кинотеатрах Иркутска с 7 октября 2021 года. Расписание и билеты — в Афише IRK.ru.