В иркутских кинотеатрах вышел фильм «Подельники» — первое игровое кино режиссёра-документалиста Евгений Григорьева («Про рок», «Лето»).
«Подельники»: молчаливая безысходность русской глубинки
Бескрайние заснеженные просторы огромной страны, непролазная глухая тайга и пронизывающий до костей ветер, играющий белыми облачками. Всё настолько однообразно, что невозможно указать точное место действия.
Это могло произойти где угодно… под Мурманском, Новосибирском, Хабаровском. Старенький «пазик» везёт своих немногочисленных пассажиров в маленькое поселение, затерянное не только в пространстве, но и во времени.
«Подельники» — первый художественный фильм документалиста Евгения Григорьева. Картина посвящена отцу режиссёра — это отчасти автобиографическая история, связанная с ним.
В автобусе едут молодые супруги Петя (Юрий Борисов) и Настя (Лиза Янковская). Он возвращается домой после неудавшейся карьеры спортсмена-биатлониста, а она, как сама говорит, «жена декабриста».
По пути к ним подсядет местный житель Витя Людоед (Павел Деревянко), и автобус сразу преобразится от его вызывающей манеры общения. Витя всем своим видом покажет, что он здесь главный. Вечером этого же дня Витя убьёт своего приятеля Сашу (Константин Балакирев) за то, что тот назовёт его козлом, но уйдёт от правосудия по, так называемому, «праву сильного».
Всё, что происходит в посёлке, так или иначе обусловлено его отрезанностью от крупных городов и замкнутостью жителей в своём крошечном социуме. Порядки в этом сообществе определяются смесью из языческих верований и обрядов, коммунистическим прошлым страны и тюремным настоящим его обитателей.
Съёмки проходили в 350 километрах от Перми, в селе Кын. Съёмочная группа жила там два месяца — такое условие поставил режиссёр.
Закономерным результатом этого «социального супа» становится Витя Людоед — бывший зек, а теперь полушаман-рыболов, который лечит местный домашний скот и держит в страхе людей. Он живёт по воровскому закону и ему позволено всё — никто не хочет бросить ему вызов. Поэтому когда Витя убивает своего собутыльника, все принимают это как должное и помалкивают, признавая негласное право Людоеда на «справедливое» возмездие.
Единственный, кто не хочет мириться с таким положением вещей, это малолетний сын убитого Илья (Ярослав Могильников), твёрдо решивший отомстить за своего отца. В этом ему соглашается помочь новоприбывший Петя, ставший невольным свидетелем. Но сначала ставит условие, чтобы Илья начал вместе с ним заниматься спортом.
Павел Деревянко больше всего известен как комедийный актёр, и выбор его на роль опасного уголовника выглядит неоднозначным. Сам режиссёр в интервью порталу «КиноПоиск» рассказал, что не с первого раза утвердил Деревянко на эту роль, но желание артиста сыграть серьёзного персонажа было так велико, что в итоге он своего добился.
Результатом стараний Павла стал не только мощный и запоминающийся герой, но и победа в номинации «Лучшая мужская роль» на фестивале «Кинотавр 2021». И это вполне заслуженно. Витя Людоед в исполнении Деревянко обладает сильной харизмой уверенного в себе человека, заставляющей других людей съёживаться от чувства опасности, ощущать волнение и дискомфорт. Есть в его характере звериная натура, заставляющая верить в мифического медведя-шатуна, управляющего тайгой.
Впрочем, хорошую актёрскую игру показывает не только Деревянко. Убедителен Ярослав Могильников, хотя у него достаточно сложный герой. Его движимый злостью и чувством мести Илья не даёт слабину даже в самых серьёзных сценах, будь то противостояние с Людоедом или откровенный разговор с Петром.
Также стоит отметить второстепенного, но яркого персонажа Ильи Овчинникова по имени Паля, по сути являющегося Витей Людоедом, только в миниатюре. Если герой Деревянко главенствует над взрослыми, то герой Овчинникова точно так же управляет детьми, причём делает это очень характерным и впечатляющим способом, не вызывающим сомнений в его «гоповской» натуре. Паля говорит на блатном языке, бьёт сверстников, ворует — в общем, весьма колоритный персонаж, но при этом не лишённый какой-то сатирической комичности.
Собаку Вити Людоеда по кличке Тайга в фильме «сыграла» чехословацкая волчья собака по кличке Луна.
Если к актёрским работам претензий нет, то к мотивации и логике поступков воплощаемых ими персонажей есть некоторые вопросы. Например, явно городская девушка Настя привыкла к другим порядкам, и когда её супруг Пётр объясняет ей местные законы, она вполне справедливо называет их дикими.
У неё тоже есть желание призвать Людоеда к ответственности. Но доказательств у неё нет, поэтому она пытается втереться к нему в доверие, чтобы заставить признаться. Зная, на что способен Витя, она совершенно не боится помогать ему и даже остаётся с ним наедине, будто потеряв чувство самосохранения.
С самим же Петей тоже не всё понятно. Его причины и желание вернуться в родную глухомань так и останутся неизвестны. После происшествия он с большим рвением начнёт тренировать Илью, при этом всё меньше внимания уделяя своей жене, что испортит их отношения. Причём, когда бывший спортсмен откровенно скажет, что пытается дать мальчику шанс выбраться из родного села, то Илья резонно и по-взрослому отметит, что сам Петя в итоге всё равно вернулся обратно.
Съемки проходили при минимальной температуре -45 ℃.
И эта мысль о неминуемой безысходности лейтмотивом проходит через весь фильм. Местные традиции и жизненный уклад неизменны. Они определяют, как жить и что делать людям, и ни у кого не возникает мысли, что нужно что-то поменять, какими бы бесчеловечными эти правила не были. Все их принимают, поэтому мужики молча выходят из комнаты, чтобы не быть свидетелями преступления, а представители власти и правоохранительных органов оформляют дело так, чтобы у них было меньше проблем.
Казалось бы, приехавший Пётр, который успел пожить в других условиях, должен способствовать изменениям. Но он быстро и спокойно снова начинает соблюдать законы местной жизни. Даже Илья, горящий желанием убить Витю Людоеда, в большей степени не сам этого хочет, а ведёт себя по принципу, сформулированному гопником Палей: «Если бы Витя Людоед убил моего отца, то я должен убить его в ответ». Потому что всё это по понятиям. А почему все должны вести себя в соответствии с этими «понятиями»? Никто таким вопросом не задаётся.
От этого горько и смешно смотреть сцену, где тот же Паля объясняет другому мальчику, почему Людоед убил Сашу, а тот искренне его не понимает. И этот мальчик является единственным голосом разума в этом фильме. Становится понятно, что когда один авторитет сменит другого авторитета, ничего кардинально в жизни людей этого поселения не поменяется. Все условия для появления другого такого же Витьки Людоеда останутся, а режиссёр в своей документальной манере зафиксирует уже набившее оскомину утверждение, что «не жили хорошо, не следует и начинать».
Фильм «Подельники» показывают в кинотеатрах Иркутска с 14 апреля 2022 года. Посмотреть расписание и купить билет можно в нашей афише.