Александр Хант — молодой российский режиссёр, чей дебют «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» сразу же стал достаточно популярным фильмом, о котором много говорили, преимущественно в положительном ключе.
«Межсезонье»: жизнь слишком коротка, чтобы бояться
Следующий его проект прошёл через многие трудности и добрался на большие экраны спустя почти пять лет после выхода первой картины. Это не удивительно, ведь деньги на производство «Межсезонья» собирали с помощью краудфандинга, а актёров на главные роли искали во «Вконтакте».
Впрочем, производственные трудности, отсутствие государственной поддержки и противоречивая тема повествования не стали непреодолимыми препятствиями, и фильм всё же стал доступен для массового зрителя.
Большая шумная вечеринка. Здесь молодые люди танцуют, целуются, заводят новые знакомства — в общем, отрываются, как могут. Среди мелькающих бутылок и скачущих ног встречаются взглядом Саша (Женя Виноградова) и Данила (Игорь Иванов). Они выглядят лишними на «празднике жизни», и, пожалуй, это становится объединяющим фактором.
Саша и Данила уединяются в комнате, чтобы заняться первым в их жизни сексом. Но молодым людям помешают мать и отчим Саши, которые выволокут еë из дома и увезут домой.
Мы не знаем и не узнаем, какие отношения были у Саши и Дани до этого момента. Но этот эпизод изменит всё: на следующий день молодые люди сбегут из дома.
История про влюблённых подростков, убегающих от надоевших им родителей и творящих по пути хулиганства разной степени тяжести, очень похожа на синопсис американского сериала 2017 года «Конец этого ***го мира». Но основой для «Межсезонья» стала гораздо более мрачная история.
В 2016 году псковские школьники Денис Муравьёв и Катерина Власова сбежали от родителей, забаррикадировались в частном доме Катиного отчима — бывшего спецназовца, и вскрыли его сейф с оружием. Они несколько раз стреляли по полицейским, при этом ведя прямые трансляции. Переговоры не дали результатов, после чего бойцы спецподразделений приступили к штурму. По официальной версии, подростки свели счёты с жизнью.
Впрочем, история псковских школьников стала только отправной точкой для сценаристов Александра Ханта и Владислава Малахова, придумавших свой собственный сюжет о детях, чувствующих, что окружающий мир не может принять их. В «Межсезонье» даже нет пометки «Основано на реальных событиях», которую любят вставлять во многие российские фильмы вне зависимости от того, сколько действительно реальных событий в них есть.
Жизнь киношных Саши и Дани до побега обделена деталями. Нам только покажут, что отчим Саши — суровый полицейский, устанавливающий свои порядки в доме, а еë мать не может возразить не только супругу, но и своей дочери. Мама же Данилы — гиперопекающая его женщина, не способная осознать, что он уже стал самостоятельным.
Это, безусловно, проблемы. Но ни в начале, ни по мере развития сюжета не происходит каких-то вопиющих вещей, способных оправдать появившуюся в ребятах смелость. А без таких внятных причин к бунту детей против своих родителей их разговоры о «революции внутри себя» кажутся немного натянутыми. Хотя актёры, играющие главных героев, выглядят весьма убедительно.
Это не единственная условность, на которую идут авторы, чтобы более художественно и драматично показать путь влюблённых. Создаётся впечатление, что ни в супермаркетах, ни в ресторане, где ребята устраивают свои развлечения, нет охранников, способных их поймать, а после угона автомобиля возникает логичный вопрос, где и как 16-летние подростки научились водить и почему их не останавливают посты ДПС?
Всё это вызывает чувство, будто по форме и манере повествования фильм во многом старается быть похожим на свои зарубежные аналоги. Манера съёмки, ракурсы, сюжетные повороты и декорации явно выполнены с оглядкой на аналогичные западные картины. При этом по сути «Межсезонье» — абсолютно российское кино, пытающееся впитать и показать всю нашу провинциальную реальность. И эта реальность не только безнадёжно серая, разбитая, залатанная кое-как, она ещё и кричаще яркая, аляповатая, стремящаяся отвлечь внимание от грустной действительности.
Россия Александра Ханта — это резкий контраст между грязными улицами и красочными вывесками, старыми зданиями и броской рекламой, неудовлетворенностью внутри и напускным оптимизмом снаружи. Это создаёт сильный образ одновременно гротескной, глуповатой реальности. На атмосферу отлично работают саундтреки — песни групп «Дайте Танк!», Shortparis, «Пошлая Молли».
Именно эту реальность не могут принять молодые, становящиеся самостоятельными Данил и Саша. Они бегут не только от не понимающих их родителей, но и от мира взрослых, который подростки не принимают.
Избавившись от родительского контроля, ребята начинают своими поступками делать собственные заявления, но опьяненные свободой, заходят слишком далеко. Таким образом Александр Хант поднимает, наверное, одну из самых главных и трудных проблем не только для современной России.
Вопросы воспитания, понимания подростков и взаимодействия с ними существуют столько, сколько существует само человечество. В нашем же государстве из-за специфики общественного менталитета и проводимой публичной политики не принято громко обсуждать проблемы взросления, первого секса, проявления самостоятельности и максимализма у детей. Поэтому фильм Александра Ханта выглядит очень смелым.
Через поступки своих персонажей у режиссёра получается точно передать настроение многих молодых людей, которые не могут выразить себя, не могут быть услышанными, понятыми. Особенно это видно в интервью настоящих парней и девчонок, рассказывающих о своих мыслях и ощущениях в документальной вставке в начале фильма. В конце же кино становится почти социальным высказыванием, показывая лица молодых людей, как будто говорящих: «Мы здесь, заметьте нас, мы никуда не исчезнем».
Фильм «Межсезонье» показывают в кинотеатрах Иркутска с 23 июня 2022 года. Смотрите расписание и покупайте билеты в кино онлайн в Афише IRK.ru.