В «майских» указал президент РФ Владимир Путин поставил задачу в 2024 году расширить магистральную инфраструктуру для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». Для проведения работ на БАМе и Транссибе в федеральный закон об охране Байкала внесли поправку, допускающую рубки на землях лесного фонда. 31 июля правительство Иркутской области и ОАО «РЖД» договорились о сотрудничестве в деле сохранения прибайкальских лесов.
Объект №1: "Реконструкция первого, второго, третьего путей 5339-й километр пикет четвертый участка «Иркутск — Петровский Завод» ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»
Мы приехали на станцию Утулик в Слюдянском районе. Здесь находится один из объектов ВСЖД — мостовой переход, который предполагается включить в перечень для проведения работ.
Нас встретили начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» Вячеслав Здор, начальник отдела по подготовке строительства Татьяна Ломова и главный инженер проектов по реконструкции «Иркутскжелдорпроекта» Сергей Степанюк.
Перед разговором нам выдали сигнальные оранжевые жилеты — это необходимо для обеспечения правил безопасности вблизи железной дороги. А также одноразовые маски, так как в регионе продолжает действовать масочный режим при проведении любых общественных мероприятий.
Вячеслав Олегович рассказывает, что сегодня покажут несколько объектов, которые ОАО «РЖД» предлагает включить в перечень по модернизации БАМа и Транссиба. Всего их 108, но список пока не утвержден Правительством РФ. Каждый объект будет рассматриваться отдельно — это прописано в федеральном законе №254-ФЗ от 31 июля 2020 года. Перечень также согласуют с Минтрансом, Минприроды и другими заинтересованными ведомствами.
В рамках проведения работ на БАМе и Транссибе ранее между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД» был подписан план мероприятий. В нем подробно отражены дополнительные меры по охране окружающей среды в Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкальской природной территории (БПТ). В план включен пункт о подробном освещении работ — общественность должна быть в курсе всего процесса.
— Все объекты, которые находятся в Центральной экологической зоне, проходят и будут проходить государственную экологическую экспертизу. По данному объекту, — показывает Вячеслав Здор на мост, — подготовлена проектно-сметная документация, но еще не пройдена государственная экологическая экспертиза. Документы поданы.
Мостовому переходу в Утулике более ста лет. Более того, он не соответствует современным реалиям из-за ограниченной пропускной способности. Высота проезда под мостом составляет 2,9 метра, то есть, проезд крупногабаритного транспорта невозможен. Главный инженер Сергей Степанюк отметил, что объект строился в несколько этапов.
— В 1904 году был возведен мостовой переход по второму пути, в 1914 году — первому и третьему. В 1964 году по второму пути металлическую конструкцию заменили на железобетон, и в таком виде она находится теперь, — говорит Сергей Владимирович. — Сейчас из-за технического состояния мост требует реконструкции. Сквозь него не может проехать спецтехника, в том числе, пожарные машины или скорая помощь.
Вячеслав Здор добавляет, что администрация поставила условие: при проектировании предусмотреть проезд спецтехники.
— Проект предполагает строительство нового мостового перехода — он будет построен на другой оси со смещением в западную сторону на 27 метров, — продолжает Сергей Степанюк. — Будут установлены шумозащитные экраны с обоих сторон железнодорожных путей на протяжении 350 метров в обе стороны от моста. Предусмотрен сбор сточных и паводковых вод с фильтрацией. Затем их будут вывозить на очистные сооружения.
На основной вопрос — будет ли вырубка на данном объекте — Сергей Владимирович отвечает, что площадку строительства необходимо очистить от растительности в пределах полосы отвода. Ее ширина — 55 метров.
И все же рубка неизбежна, если этот мостовой переход включат в список для проведения работ. В принятом плане мероприятий ОАО «РЖД» обязуется выполнить компенсационные посадки. Этот вопрос прорабатывается совместно с министерством лесного комплекса.
В федеральном законе любая вырубка деревьев называется сплошной, даже если планируется ликвидировать несколько насаждений.
— Вспомните, какой год ввода этого участка в эксплуатацию. Мы сейчас живем в 2020 году, нужно учитывать, какие у нас скорости, грузы, пассажиропоток. Изменения здесь необходимы, чтобы исключить чрезвычайные ситуации. С точки зрения бизнеса, решение о реконструкции правильное, но мы ратуем также и за экологию, — говорит Вячеслав Здор.
На вопрос, повлияет ли проведение работ на движение поездов, Сергей Владимирович отвечает, что реконструкция будет проводиться в «оконный» период. Закрыть движение нельзя. Всего срок на проведение всех мероприятий на этом участке — 12 месяцев.
Основная часть объектов — это мостовые переходы. Остальное — вставки, разъезды, укрепления, технические перевооружения.
— Когда будет утвержден перечень объектов? — спрашивает один из представителей СМИ у начальника центра охраны окружающей среды.
— Временные рамки подписания определить невозможно. Вообще он должен был быть уже подписан. Но в Иркутской области и Бурятии поднялась общественность, сроки сдвинулись.
Проходим под мостом. Он очень узкий — проехать под ним может только один автомобиль, асфальт старый, видны ямы. Сергей Степанюк отмечает, что в проекте также предусмотрена укладка нового покрытия и монтаж освещения. Татьяна Ломова добавляет, что, согласно нормам экологии, здесь также установят водоотводные лотки, очистные постройки и накопительную емкость. Сейчас этого всего нет.
— По каждому объекту будет проводиться государственная экологическая экспертиза — закон об охране Байкала никто не отменял, — вновь акцентирует эколог Вячеслав Олегович.
Он показывает на те участки, которые расчистят от лесных насаждений. «55 метров ширина полосы отвода в сторону Байкала, а длина — вдоль всех путей. В плане мероприятий конкретно указано, сколько таких участков, число гектаров, а также компенсационные посадки».
Объект №2: "Реконструкция моста первого пути на 5354-м километре пикет шестой участка «Иркутск — Петровский Завод» ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»
Выдвигаемся на следующий объект, он, в отличие от предыдущего, находится в лесу. Здесь мост проложен через мелкую речку Малая Осиновка. Масштабного строительства тут не предполагается — только устройство подпорных стенок для укрепления русла. Лес тут не затронут — работы проведут без расчистки.
— Этот объект уже полностью имеет ПСД, прошел экологическую и техническую госэкспертизы. Он уже готов к выполнению работ, — рассказывает Вячеслав Здор. — Здесь тоже нет ни лотков, ни сплошного пролетного строения, ни очистных сооружений, а они должны быть. Проектом это все предусмотрено.
Главный инженер проектов Сергей Степанюк добавляет, что отличительная черта объекта в том, что реконструироваться он будет на существующем месте.
— Населенного пункта тут нет, поэтому шумозащитные экраны не требуются. По сути, планируются работы по организации подпорных стенок по укреплению русла со стороны первого пути, — отмечает Сергей Владимирович. — Проект согласовывали с Росрыболовством, поэтому предусмотрены компенсационные мероприятия по поголовью рыбного хозяйства.
В федеральном законе обозначен срок ввода в эксплуатацию объектов — 31 декабря 2024 года.
За работами на каждом объекте можно будет следить в онлайн-режиме — будут установлены системы видеонаблюдения. Также немаловажный факт: для оценки воздействия на окружающую среду организуют лабораторный инструментальный контроль.
***
В Тулуне состоялось подписание меморандума между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД». Врио губернатора региона Игорь Кобзев и глава железнодорожной компании Олег Белозёров договорились о проведении работ на БАМе и Транссибе с обязательным учетом мероприятий по лесовосстановлению, расчистке берегов Байкала, обустройству заказников для сохранения животного и растительного мира.
Дарья Васильева, IRK.ru
Фото автора
Дарья Васильева, IRK.ru
Под китайские вагоны готовят, они шире.