Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Образовательный комплекс «Точка будущего»»

«Школа должна не только вкладывать в ребенка знания, но и воспитывать в нем личность»

Образовательный комплекс «Точка будущего» располагается на берегу Ангары в Иркутске. Это частное учреждение с бесплатным обучением, возведенная на средства благотворительного фонда. В состав комплекса входят: учебный блок, детский сад на 200 мест, спортивный корпус с бассейном, медицинский и административный корпуса. Сейчас в школе обучаются 480 учеников и 170 ребятишек посещают детский сад. По какому критерию выбирали учителей, кто из детей был зачислен и чем это учреждение отличается от других, IRK.ru рассказали педагоги и специалисты образовательного центра.

Дети разные, нельзя их загонять в рамки, требовать высоких оценок от каждого ребенка

Максим Астраханцев, заместитель директора по воспитательной работе «Точки будущего»

По словам Максима Астраханцева, «Точка будущего» отличается от других школ в Иркутской области не только архитектурой, но и подходом к обучению. И самое главное — в учреждении учатся все, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Всего в школе 480 детей, детский сад посещают 170 ребятишек.

— Конечно, желающих учиться было больше. Когда мы объявили о старте набора в школу, то получили более пяти тысяч заявок. Принять всех желающих физически не могли, поэтому зачислены были те, кто первыми подали правильно заполненные заявления онлайн. У многих вызывает сомнения, что не было никаких критериев отбора, но это так. У школы нет задачи достигнуть высокого академического результата в отношении каждого ребенка. Дети разные, нельзя их загонять в рамки, требовать высоких оценок от каждого. Важно помочь им раскрыть свой потенциал, что поможет добиться в жизни успехов.

Учеба здесь — это совместная деятельность учеников и учителей. И само здание школы должно отражать эту концепцию: быть общим, доступным и открытым. В нашей школе пространство спроектировано так, что коридоров, в их классическом понимании, мало. Все пространства состоят из разнообразных холлов и атриумов, классных кабинетов, что позволяет и детям, и взрослым постоянно общаться.

«Точка будущего» — школа полного дня. Здесь дети учатся, общаются со сверстниками и занимаются творчеством. В учреждении есть гончарная мастерская, кулинарный класс и класс робототехники, мастерские по домашнему хозяйству со стендами по ремонту электрики и сантехники, лаборатории биологии, химии, физики, арт-мастерские и многое другое.

Помимо этого, дети делают домашнее задание в школе. Мы стараемся приучать их выполнять все необходимые задания здесь, а не дома. В целом, наша школа – про ответственное распоряжение собственной жизнью. Дома дети должны отдыхать и проводить время с семьей. И важно, чтобы родители не вставали в позицию учителей, которые контролируют и проверяют, а оставались просто любящими родителями.

В школе работают квалифицированные психологи, которые помогают ученикам правильно выражать свои чувства, бороться со страхами, тревожностью, решать конфликты и преодолевать трудности. Кроме этого, в младших классах есть кураторы, в старших — тьюторы.

Бывает, что дисциплина у детей хромает. Мы можем сделать замечание, у нас даже есть возможность отчислить за грубые нарушения. Но в приоритете, конечно, не наказать ребенка за проступок, а выяснить причину такого поведения. Возможно, ребенку трудно дается адаптация в классе или у него проблемы в семье. Зачастую причина агрессивного поведения кроется в неспособности справиться с какой-то проблемой, и наши специалисты стараются помочь ребенку в решении его проблемы.

Педагогам необходимо быть готовыми отойти от традиционных взглядов на обучение

Ирина Булатова, старший методист

Всего в Образовательном комплексе, в который входят школа, детский сад, информационно-библиотечный центр «Буклаб», социально-психологическая служба, работает 160 педагогических работников. По словам Ирины Булатовой, в конкурсе на замещение должностей принимали участие все желающие. Среди них не только жители нашей области, но и соискатели из Москвы и Московской области, Краснодарского края, Красноярска. Кандидаты проходили собеседование, интервью, профессиональное испытание.

— Для педагогов, которые у нас работают, в школе созданы отличные условия: оклад за педагогическую ставку выше, чем в общеобразовательной школе, просторные кабинеты и учительские, современное оборудование, персональные ноутбуки. Но вместе с тем специалистам необходимо быть готовыми отойти от традиционных взглядов на обучение, менять свои подходы и совершенствовать педагогические навыки.

В педагогической работе учитель является автором своего дела, но все же есть и методические рекомендации, позволяющие выстраивать свою деятельность в соответствии с концепцией образовательного комплекса «Точка будущего». У наших учителей есть все необходимые инструменты, чтобы помочь детям прийти к запланированному результату — ответственному распоряжению собственной жизнью.

Главное, чтобы родители были заинтересованы в развитии своих детей

Виктория Канчер, руководитель «Социально-психологической службы поддержки приемных семей»

На территории «Точки будущего», помимо корпусов школы, был построен жилой коттеджный поселок для многодетных семей с приемными детьми. Как рассказала Виктория, сейчас здесь проживает 19 семей, многие из которых переехали в поселок из отдаленных районов Иркутской области — Алзамая, Слюдянки, Братска. В школе есть «Социально-психологическая служба по сопровождению приемных семей». В нее входят детский и семейный психологи, тренер-методист и кейс-менеджер. Семьи обращаются к специалистам за поддержкой или за советами по социальной адаптации детей.

— Согласно проекту, каждый коттедж предназначен для проживания двух семей. Но одной семье решили выделить весь дом полностью, так как в семье воспитывается 11 детей. Семьи живут бесплатно, оплачивают только жилищно-коммунальные услуги.

Всего было подано около 150 заявок на участие в благотворительном проекте. Основным критерием отбора была заинтересованность родителей в развитии детей, а также их готовность обучаться по вопросам в сфере развития и социализации ребятишек. Участники написали эссе, сделали презентации своих семей с фотографиями из личных архивов. С ними работали специалисты из Москвы: Максим Аникеев и Алексей Газарян. Они проводили тренинги, обучающие семинары и интервью. Выбрать тех, кто будет жить в поселке, было непросто.

Помимо детей из этих семей, в школе обучаются и другие приемные ребятишки, которые были зачислены на общих основаниях. Они ничем не отличаются от тех, кто воспитывается в кровных семьях — те же проблемы, желания, огорчения. Многие из них быстро адаптировались к новым условиям: проявляют огромный интерес к учебе, успели обзавестись новыми друзьями, записались в кружки по интересам.

Родителям также нужна поддержка, как и их особенным ребятишкам

Ия Еременко, тьютор

Ия училась на архитектора, когда впервые прочитала о новом проекте «Точка будущего». Тогда же она узнала, что есть такая форма обучения, как инклюзия, а курируют обучение детей с особенностями развития в общеобразовательных школах тьюторы (наставники). Недолго думая, Ия поступила на обучающие курсы для подготовки специалистов «Точки будущего». Сейчас девушка работает тьютором для детей младших (обособленных) классов и ничуть не жалеет, что так кардинально изменила сферу деятельности.

В школе «Точка будущего» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учебное заведение наравне с обычными сверстниками, но занимаются там по специально адаптированной для них программе.

Ия Еременко. Фото Ксении Власенко
Ия Еременко. Фото Ксении Власенко

— Я работаю тьютором для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в младших классах. Прежде чем приступить в сентябре этого года к работе, прошла годовое обучение. Кроме этого, вместе с другими специалистами и педагогами участвовала в разработке школьных программ.

Конечно, две большие разницы — готовиться к работе с детьми и работать с ними по-настоящему (улыбается). Было очень волнительно встретиться с ними лично. Когда мы пришли в класс, дети оказались замечательными и интересными — с ними школа ожила.

У детей с особенностями здоровья свой темп обучения, и чаще всего им нужно больше времени на освоение материала. В нашей школе они учатся в автономных классах до 6 человек. Педагог успевает уделить внимание каждому ученику, занимаясь с каждым практически индивидуально. В автономном классе они изучают основные предметы, а после обеда присоединяются к общим классам, соответствующим их уровню (1, 2, 3, 4 классы). Вместе с одноклассниками они посещают рисование, музыку, технологию и дополнительные занятия по выбору. Но среди детей с ОВЗ есть и те, кто зачислен в общие классы.

Не у всех детей устойчивое внимание на уроках. Я помогаю им фокусироваться на заданиях, напоминанию, чем мы сейчас занимаемся. К каждому ребенку нужен свой подход исходя из их особенностей развития, который помогает понимать задания и поддерживать интерес к обучению. Также я сопровождаю детей на переменах — помогаю общаться друг с другом, решать конфликтные ситуации. Это одна из моих главных задач помимо непосредственно обучения.

Мы, школьные тьюторы, взаимодействуем и с родителями. Для успешного обучения детей с особенностями развития педагоги и родители должны работать вместе. Как правило, общаемся несколько раз в неделю. В большинстве случаев они с удовольствием прислушиваются к советам, так как заинтересованы в развитии детей. Кроме этого, им также нужна поддержка, как и их особенным ребятишкам.

Инклюзивное образование важно как для детей с ограниченными возможностями, так и для обычных ребят. Для одних это возможность развить навыки социализации, для других — научиться быть терпимее к тем, кто отличается от всех. Мы учим детей, что в каждом человеке есть что-то интересное, что-то классное, чего нет в тебе, и друг у друга можем чему-то научиться. Одни быстро считают, у других прекрасная память, у третьих большое и доброе сердце — мы разные, и это прекрасно.

Система образования, которая существует в российских школах, убивает детей морально

Евгений Игнатьев, учитель музыки

Евгений работал учителем музыки в международной школе в Южной Корее. Там он занимался с детьми из разных стран. Евгений вернулся в Иркутск в прошлом году зимой, перед началом пандемии, и узнал, что можно стать частью педагогического коллектива школы «Точка будущего». До этого он и не слышал о таком проекте.

— Я согласился не раздумывая, когда узнал, что в этой школе обучение будет проходить не так, как принято в большинстве российских учреждений. Наверное, ни один учитель не проходил то, что испытали педагоги «Точки будущего» с начала учебного года. Им было непросто перестроиться и подготовиться к этим новым технологиям (речь не о компьютерах), которые утверждены в федеральных государственных образовательных стандартах. Мне очень грустно, что остальные школы России, в частности Иркутской области и города Иркутска, не пользуются предложенными нововведениями. Возможно, у них нет почвы для реализации.

В первую очередь, речь об отметках. Мы не ставим детям двойки и тройки. Дети и без того испытывают огромный стресс в момент обучения, особенно при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, поэтому мы должны снизить на них такую негативную эмоциональную нагрузку. В нашей школе существует критериальное оценивание. Согласно этой системе, ребенок получает и копит баллы за каждое выполненное задание, за свою работу на уроке, за эмоциональный отклик и так далее.

Я преподаватель музыки, мой предмет достаточно специфический, как правило, его не очень любят дети из-за сложившегося стереотипа, что музыка — это скучный и абсолютно лишний предмет в программе общего образования. Но, например, во многих странах Европы музыка является основным предметом. В нашей школе так же: здесь все предметы важны, а не только математика или русский.

В школе работают не только педагоги-предметники. Есть социально-педагогическая и методическая службы. Последняя помогает педагогам внедрить новые формы обучения.

Еще у каждого ребенка заведен индивидуальный маршрутный лист, который, кстати, зарегистрирован в едином государственном образовательном стандарте по каждому предмету. Там прописано, в какие даты будет проходить урок, список тем, заданий, которые необходимо выполнить, и сколько баллов он может заработать.

В «Точке будущего» мы не только учим детей, но еще и воспитываем в них осознанный подход к собственному поведению и образу жизни. Я уверен, школа должна не только вкладывать в ребенка знания, но и воспитывать в нем личность, научить успешно существовать в социуме и адаптироваться к разным ситуациям.

В Интернете я не раз сталкивался с критикой в адрес школы. «Преподавателей набрали туда за деньги на платной основе», «у вас учатся одни мажоры», — пишут о нашей школе. Но это, скорее, из-за незнания. Ведь тот подход, который применяем мы, должен быть введен во всех общеобразовательных школах уже давно. Система образования, которая существует в школах России, убивает детей морально. Она нацелена исключительно на отметки, а не на получение знаний и результат. А это неправильно.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото предоставлены администрацией «Точки будущего»

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Елена 18 мая 2021 в 16:20

    Мой первый комментарий!

    Все как написано, питание бесплатное, подвоз детей тоже бесплатный и т.д., но вот дальше начинаются проблемы. Дети в школе с разным достатком и отношение детей в классах отвратительное. Тех детей у кого какие то заболевания или из деревень, тех у кого достаток родителей средний, дети нашей «элиты»…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля