Мария Прочухаева — специалист в области инклюзивного образования, автор публикаций и практических пособий по данной теме. Сейчас руководит службой ранней помощи «Роза ветров» в Москве. Почетный работник общего образования РФ.
У Марии есть опыт создания инклюзивной школы. Частная школа-интернат «Абсолют» под Серпуховом при ее руководстве превратилась из коррекционной в инклюзивную. Ученики могут получать профессию вместе с аттестатом или свидетельством об окончании школы. Мы попросили Марию рассказать о специфике инклюзивного образования в России, и о том, как выстроить образовательный процесс так, чтобы найти подход к каждому ребенку.
Исходя из вашего опыта, как вам удается найти подход к родителям детей с особенностями?
— Родители, у которых рождается ребенок с особенностями, конечно, люди травмированные. Причем эту травму можно сравнить с шоковой травмой, когда человек ничего не сделал специально для того, чтобы произошла такая история.
Таким родителям нужна помощь, но они за ней не обращаются. Потому что если диагноз ребенку установлен при рождении, родители в родильных домах и стационарах чаще всего слышат не слова поддержки, а такие мнения: «Оставьте его и родите себе нового. Никому он не нужен, и никто вам не поможет». С таким настроем сложно надеяться на помощь и продуктивные консультации.
Сейчас я руковожу службой ранней помощи, и мы очень тесно взаимодействуем с роддомами, поликлиниками и стационарами. Надеюсь, сам порядок сообщения диагноза будет изменен. Много похожего в отношении к детям и взрослым в тот момент, когда у них особенные обстоятельства и потребности.
Сложность еще в отсутствии социальных норм и правил. У нас в обществе нет принятого и разделяемого всеми стандарта отношения к людям с инвалидностью. Кто-то их жалеет, кто-то сторонится. Очень много архаичных страхов: «Дотронешься до ребенка — сам заболеешь».
Плюс отсутствие доступной помощи. Все-таки начинать инклюзию со школы поздно. Нужно оказывать комплексную помощь и поддержку ребенку и родителям при участии врачей, соцзащиты и педагогов буквально с рождения. Это очень эффективно и быстро помогает им прийти в себя и опираться на свои силы.
Некоторые родители против того, чтобы их дети учились в одном классе с особыми детьми. Как вы к этому относитесь?
— Многое зависит от культурного уровня самих родителей. Если родитель приводит ребенка в детский сад или школу, где видит профессиональных педагогов, которые создают систему для успешного развития их ребенка, конечно, они не боятся.
Просветительская деятельность, хорошие результаты, возможность участия родителей в групповых занятиях и уроках — школа и детский сад должны быть открытыми. Важно, чтобы родители видели, что там происходит.
Все условия, которые создаются в инклюзивном образовании, они не для особых детей. Инклюзия — это концепция, мировоззрение, для любых детей и взрослых. Инклюзия — это попытка добиться равного права на образование для всех детей, независимо от их состояния здоровья, пола, возраста, национальности. У специалистов, работающих в инклюзивном образовании, всегда есть возможность карьерного роста, они обладают навыками междисциплинарности. Нет такого, что каждый делает что-то свое и не знает, что делает другой.
В центре такого подхода — ребенок. И все вносят свой вклад в его развитие. При этом довольно интересна структура административного управления, в которую заложены обмен мнениями и составление совместной программы, где родители являются полноценными партнерами, выступают главными экспертами по ребенку.
У вас есть опыт создания групп, в которых родители детей с особыми потребностями и других детей взаимодействовали, общались. Почему это важно и тем, и другим?
— Идея принадлежала одной родительнице, которая буквально со слезами на глазах сказала: «Почему вы так много делаете для детей, и ничего не делаете для родителей? Я тоже хочу, чтобы ко мне так отнеслись». Тогда мы бросили клич, позвали всех родителей играть в детские игры. Не все знали, кто чьи родители. Каждый называл себя по имени, и его присутствие на группе общения не было связано с какими-то проблемами ребенка.
Оказалось, что опыт уникален, родители детей с особыми потребностями и других детей являются ресурсом друг для друга. Кто-то после этого пошел на личные консультации к психологам, кто-то предложил создать группу выходного дня, и мы вместе начали ездить в походы, ходить в музеи и театры. В таких поездках мы все — воспитатели, психологи, родители, дети — были равны.
Как правильно со своими детьми говорить о детях с особенностями, что бы вы посоветовали?
— Выступая проводником знаний и ориентиром для детей, можно сказать: «Давай посмотрим, что про тему особых детей пишут разные уважаемые люди, как они считают». Можно порекомендовать книги Натальи Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других. Как говорить на сложные темы» и Бирты Мюллер «Планета Вилли».
Считаю правильным, если родители регулярно разговаривают со своими детьми на самые разные темы. Когда они рассказывают о своих взглядах, поступках, у ребенка появляется довольно много моделей, каким образом можно поступить в той или иной ситуации, или он может предложить свой вариант. Мне кажется, это хороший способ воспитания личности.
Можно порасспрашивать ребенка, что он думает на эту тему, с чем связан такой вопрос. Взрослый должен быть более компетентным помощником и проводником в мире.
Как научить ребенка вежливому общению с особыми детьми, воспитать в нем терпимость и уважение к другим?
— Лучшим воспитателем, на мой взгляд, является среда — это те правила, нормы, которые мы создаем внутри семьи, в детском саду и в школе. Хорошо, если эти правила не надеваются на детей, как жесткий каркас, а вырабатываются вместе с ними. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы дети могли регулярно обсуждать все свои тревоги, сомнения и вопросы, на которые у них нет ответа. И очень важно, чтобы подход к сложным темам не был формальным.
В детском саду у нас утро во всех группах начиналось со специального упражнения — утреннего круга. Упражнение включало разные игры, но главное — каждый мог сказать, какое у него сегодня настроение, чего он хочет, с кем будет дружить. В школе мы практиковали «Рыцарский круг». Раз в неделю учитель класса и тьютор разговаривали с ребятами на разные темы, они вместе обсуждали, что их волнует и интересует.
Тьютор — это наставник, который сопровождает детей в учебном процессе.
Специальное утверждение правил в духе «будь терпимее» будет иметь обратный эффект: сопротивление, сарказм, избегание. Дети хорошо выполняют правила, которые им понятны, с которыми они согласны, и которые провозгласили сами. Уверяю, если ребенок сказал, что будет следить за тем, чтобы все мыли руки, то именно так и будет. Правило простое, но дает ему возможность чувствовать себя ответственным.
Задачи по образованию и реабилитации — это разные задачи?
— На мой взгляд, нет. Мне бы хотелось разделить понятия «реабилитация» и «абилитация», чтобы пояснить, почему я не считаю образование и реабилитацию совершенно разными процессами.
Реабилитация — это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация — развитие потенциальных возможностей детей. Получается, что когда мы фокусируем внимание на нарушениях функций, структуры организма, то игнорируем другие проблемы человека, не связанные с медициной.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать принципы, заложенные в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ). Это довольно новая концепция, где человека рассматривают с трех позиций: как биологический организм, как часть общества и как индивида и личность со своими характером, установками, опытом и видением мира.
Внедрение МКФ изменяет сам способ размышления о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. Фокус внимания уже смещается на активность самого человека. Такой подход позволяет шире видеть проблемы и более эффективно использовать ресурсы человека. Нет никаких противоречий, образование органично входит в функционирование жизнедеятельности и активности.
Обучение детей с особенностями и обычных детей должно проходить в одном в учреждении?
— Разделение детей приводит к сегрегации (принудительное разделение людей на группы в повседневной жизни — прим. ред.). У ребенка могут быть особенности зрения, движения, слуха, ранний детский аутизм, но если по своим интеллектуальным способностям он может освоить весь объем школьной программы, то должен учиться в общеобразовательном классе среди сверстников.
Если у ребенка есть интеллектуальные нарушения, легкая или тяжелая умственная отсталость, то для таких детей гораздо правильнее будет организовать отдельные, автономные классы и обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальной недостаточностью или специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Но классы должны быть в одном школьном здании. У детей могут быть особенности, которые не позволяют им выносить присутствие большого количества людей вокруг себя. Но это повод не для сегрегации, а для создания условий.
Довольно удобной формой является ресурсный класс. В нем дети могут находиться с тьюторами и выходить на занятия в регулярные (общеразвивающие) классы, к которым они приписаны. В случае утомления, перегрузки, ребенок возвращается обратно, чтобы восполнить свои силы.
Школа должна быть очень гибкой. На каждый учебный год, а иногда в течение учебного года, необходимо предусматривать разные форматы обучения, которые можно предлагать детям. Специальные условия должны создаваться в связи с особенностями и не ограничивать перспективу развития.
Что получают дети, общаясь со сверстниками с ОВЗ?
— Приход в школу ребенка с особенностями обязывает к необходимости специфического построения образовательного процесса. Потребуется его психологическое, коррекционное и методическое сопровождение. Такие функции могут быть возложены на службу сопровождения, в которую входят логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы, ассистенты-помощники, если в школе учатся дети с двигательными особенностями.
Служба сопровождения поддерживает и обеспечивает эффективность обучения и воспитания, а также занимается разработкой единой стратегии ученика. Она делает работу всех участников образовательного процесса взаимосвязанной и целенаправленной.
Какие плюсы получают обычно развивающиеся дети, общаясь с особыми?
— В 2017-2018 году мы проводили в московской школе специальное исследование. У нас были инклюзивные и общеразвивающие классы. Мы решили проверить, насколько качественное инклюзивное образование повышает образовательные результаты всего класса. Учителя и я как директор школы, родители заметили, что в инклюзивных классах дети учатся лучше и они социально активны.
Мы замерили успеваемость и предметные результаты, поскольку это самый рейтинговый показатель для школ. Взяли во внимание также ФГОСы и универсальные компетенции, которые формируются в процессе школьного обучения. Исследовалние проводили с учениками 3 и 4 классов.
Что мы измерили? Критическое мышление, медиаграмотность, информационную и технологическую грамотность, коммуникацию и сотрудничество, продуктивность и креативность, умение себя вести и личные качества: инициативность, лидерство, гибкость и показатели эмоционального интеллекта.
Мы выяснили, что ребята не только лучше учатся, но у них еще и лучше развиты универсальные компетенции. Почему так? Открытость ребенка для нового опыта и особенности класса, а именно — психологический климат, поведение учеников, влияние одноклассников, качество преподавания, качество отношений между учителем и учеником и подготовка учителей, наличие у педагогов предметных знаний — позволили достичь прорывных результатов.
Инклюзивное образование невероятно прогрессивно и эффективно. Важно, чтобы ученики, их родители и учителя разделяли ценности такого подхода. Служба сопровождения должна использовать междисциплинарный подход, о чем я уже говорила. Большую роль играет организация воспитательной работы. Мы активно сочетали урочную и внеурочную деятельность, организуя совместные досуги и праздники.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фото предоставлены администрацией «Точки будущего»
Совместный проект IRK.ru и благотворительного образовательного проекта «Точка будущего»
Алина Вовчек, IRK.ru
в детском саду саду в группе у дочери есть такая девочка «особенная» - ребенок неконтролируемый, кусается, бьет других детей, ломает игрушки, орет… почему нормальные психически здоровые дети должны это терпеть? принимать как норму поведения? давайте говорить честно - есть дети с отклонениями в…