Странные провокации — отличный способ разнообразить конец августа, когда к грусти по поводу бессердечности термометров примешивается лёгкий ужас от близости эха школьного звонка в головах отдохнувших детей и ни черта не отдохнувших родителей. Некое иркутское издание внесло в публичное пространство наброс в виде фотосессии на лисихинском еврейском кладбище, тем самым предоставив горожанам психотерапевтичную возможность выпустить пар между подготовкой к школе и заготовкой всяческих солений-варений — то есть между теми занятиями, которые составляют базовую основу последних летних дней. Любимая Иркрушечка несколько публикаций посвятила развитию этого кейса — от предсказуемого возмущения раввина до извинений того самого издания из которых следует, что корифеев иркутского глянца просто неправильно поняли.
Внимания заслуживает не столько сама фотосессия, сколько 2 её последствия-продолжения. Первое — это, собственно, то самое извинение редакции. Второе — реакция некоторой части горожан, суть которой можно кратко сформулировать следующий испытанным десятилетиями образом: «запрещаем запрещать».
Вообще, публичные извинения давно пора вынести в отдельный медийный жанр и, конечно, обучать владению им наравне с остальными. Потому что — ну слишком уж часто это выглядит просто закапыванием себя и усугублением ситуации. Этот раз не стал исключением. Позволю себе процитировать извиняющихся:
«Там (на кладбище — Г.Р.) удивительная атмосфера, которая располагает задуматься о своих корнях и о своём месте в этом мире и городе. Именно этот глубокий смысл мы и вкладывали в проект: молодые иркутяне, наследники известных семьей, которые строят карьеру, рассуждают о своем будущем и о том, как и что они могут сделать для Иркутска».
К этому всему есть несколько вопросов — с точки зрения формальной логики и хоть какой-нибудь этики.
а) что такого удивительного в этой атмосфере на недействующем кладбище?
б) почему эта удивительная атмосфера заставляет задуматься о своих корнях? И что делать, если чьи-то корни расположились поодаль от иудейских корней?
в) к чему должны привести, по мнению авторов, эти прикорневые раздумия?
г) в чём глубина смысла фотосессии, герои которой, расположившись на кладбище, рассуждают о том, что они могут сделать для Иркутска?
д) какая связь между тем, что герои строят карьеру, и всем этим перформансом?
Не моё дело давать советы профессионалам от СМИ, но всё же позволю себе напомнить цитату из рекламы, которую уважаемые профессионалы, в силу своего возраста, вероятно, не застали в эфире: «иногда лучше жевать, чем говорить». Помножив это на народную мудрость, что краткость — сестра таланта, имею смелость предположить, что простая привычка к заполнению страниц нужными объёмами знаков помешала авторам быть в подобающей степени лаконичными. Иногда простого «виноват, исправлюсь» вполне достаточно.
Но к слову «виноват» у части горожан возникли нарекания. Во-первых, «Рафик ни у чём не уиноуат». Во-вторых, те, кто с точки зрения консервативной этики говорит «да вы охренели фотосессии на кладбищах устраивать», просто мешают самовыражению творческого коллектива (и, видимо, героев) и не способны за своей косностью увидеть ИДЕЮ.
И тут очень мне лично интересна механика, как говорили в моём детстве, «перевода стрелок». Наверное, никто не станет спорить, что кладбище — еврейское, татарское, русское, без разницы — это место, связанное, по большей части, с такими эмоциями, как печаль. И даже если «грусть моя светла», то она всё равно не подразумевает соседства с некими развлекательными активностями. Данную фотосессию к иным активностям отнести сложно: в самом деле, что это — просветительский проект что ли? (потенциальную коммерческую составляющую для участников оставим в стороне) И вот когда ты говоришь, что кладбища, церкви, мечети, синагоги и прочие места культового назначения как бы не оч предназначены для проведения в их границах развлекательных мероприятий — оказывается, ты зашоренный ретроград, который спать не может как тянется уконтрапупить творческую мысль и свободу самовыражения.
Ну, друзья. Как говаривал классик, «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». И да, по счастью, в нашем государстве всё ещё (пока) позволено делать разнообразные глупости под соусом свободы творческого самовыражения. Но только хорошо бы помнить, что если вы свободны самовыражаться, то окружающие не менее свободны напихать вам бананов в панамку в качестве фидбэка на вашу творческую активность.
Вот такая вот музыка.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперёд и поворот.