Все говорят про расширение БАМа и Транссиба, что вообще происходит?
В Иркутской области модернизируют стальные магистрали

В Иркутской области ведутся работы по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба. Задачу по расширению магистральной инфраструктуры для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг» поставил президент Владимир Путин. Срок завершения работ – 2024 год. Существующие станции и действующие железнодорожные линии между ними реконструируют.

На магистралях ведется строительство дополнительных вторых и третьих путей, а также технологических объектов в непосредственной близости от действующей инфраструктуры.

Проект не предусматривает вырубки леса вдоль береговой линии Байкала. Основные строительные работы проходят в тех местах, где изначально расширение магистрали предусматривалось десятилетия назад. Проектом запрещены любые другие виды строительства, в том числе жилого и рекреационного фонда, кроме технологических железнодорожных объектов.
Зачем потребовалась реконструкция Транссиба и БАМа?
Для увеличения поездопотока, сокращения времени простоя вагонов в ожидании погрузки и разгрузки, снижения потребления электроэнергии.

Развитие дороги предполагает использование экологически чистого вида транспорта – электрификацию линий БАМа, для чего также требуется строительство подстанций и модернизация локомотивных депо. Реконструкция путей позволит экономить природные ресурсы.
После завершения всех работ вырастет товарооборот внутри страны, расширятся торговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

С 2024 года суммарная провозная способность магистралей увеличится с нынешних 144 миллионов тонн до 180 миллионов тонн грузов в год. Стоимость всего проекта с учетом мероприятий для увеличения и ускорения транзитного контейнерного потока – 720 миллиардов рублей.
А что такое
Транссиб? А БАМ?

Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) – железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Является самой протяженной в мире . В 2002 году завершена её полная электрификация. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Челябинская область) до Владивостока.

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу – с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию.
Москва
Ярославль
Нижний Новгород
Киров
Пермь
Екатеринбург
Тюмень
Омск
Новосибирск
Красноярск
Тайшет
Иркутск
Улан-Удэ
Чита
Сковородино
Белогорск
Хабаровск
Уссурийск
Владивосток
Тайшет
Братск
Усть-Кут
Нерюнгри
Комсомольск-на-Амуре
Совгавань
БАМ – Байкало-Амурская магистраль. Такое название имеет железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Трасса проходит севернее Транссиба.

Обе магистрали проходят через Центральную экологическую зону (ЦЭЗ), входящую в Байкальскую природную территорию (БПТ). Эти земли попадают под действие закона «Об охране озера Байкал» . В её составе: озеро Байкал, водоохранная зона, водосборная площадь, особо охраняемые природные территории, а также участки земли шириной до 200 километров на запад и северо-запад от озера.
Сколько объектов реконструируют
в Иркутской области и Республике Бурятия?
108
Общее количество объектов на БАМе и Транссибе в Иркутской области – 51; в Республике Бурятия – 57.

53
Объекты, которые входят в центральную экологическую зону (ЦЭЗ)
12
Объектов ЦЭЗ, на которых в настоящее время ведутся строительно-монтажные работы: в Иркутской области – 6; в Республике Бурятия – 6.
А во время строительства будут вырубать деревья?
По действующим проектам рубки уже завершены
Площадь объектов, на которых осуществлялись вырубки
10,3 гектара
Станция «Андриановская»
19,9 гектара
Байкальский тоннель
То есть деревья срубили – и всё?

Предусмотрено восстановление лесного фонда: высадка саженцев деревьев и кустарников, рекультивация земель.

Регламент предусматривает высадку двух деревьев вместо одного срубленного, однако ВСЖД по собственной инициативе высадит больше: за одно срубленное дерево – пять.
Как можно следить
за проводимыми работами?
Следить за работами на объектах каждый желающий в скором времени сможет в онлайн-режиме.

Уже сейчас ОАО «РЖД» с земли и с воздуха следит за экологической безопасностью строительства в районе Байкала. Впервые для мониторинга экологической ситуации задействуют квадрокоптеры. На 11 объектах, где ведутся строительные работы, установлены онлайн-камеры. Еще на одном объекте камеры установят до конца года.

На объектах реконструкции БАМа и Транссиба, расположенных в границах ВСЖД, действует система экологического мониторинга. Об этом сообщил представитель департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности во время видеоконференции с общественниками и специалистами научных организаций Бурятии и Иркутской области. Без обсуждения и экологического заключения ни одно действие не будет осуществлено.

Для этих целей действует специальная лаборатория. Она в постоянном режиме анализирует такие показатели, как уровень шума от строительных работ, состояние атмосферного воздуха, почвы и воды. РЖД приняли на себя обязательство брать пробы один раз в месяц, что гораздо чаще, чем того требует законодательство.
Замеры показывают, что в настоящее время превышений уровня допустимого воздействия на окружающую среду на объектах строительства и реконструкции нет.
Специалисты создают площадку для взаимодействия участников проекта: вся информация о природоохранных мероприятиях собирается на сайте с открытым доступом. Здесь будут представлены данные об объектах модернизации по конкретному региону, также пользователи смогут задать вопросы, обсудить проекты и внести предложения.
Кто контролирует,
не нарушаются ли нормативы?
Для оценки воздействия проводимых работ на окружающую среду
на ВСЖД действует лабораторный инструментальный контроль.

Бардина Марина Владиславовна
Начальник производственно-экологической лаборатории центра охраны окружающей среды ВСЖД.
Чем занимается лаборатория?

Аккредитованная лаборатория занимается производственно-экологическим контролем структурных подразделений на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги. В сферу её исследований включены промышленные выбросы, качество воздуха, воды – сточной и природной, почва.

В штате лаборатории – 20 человек. Недавно в Северобайкальске построена и введена в эксплуатацию еще одна. Помимо основных исследований, дополнительно специалисты контролируют объекты строительства и реконструкции.

Какие проекты в области экологии лаборатория реализует сейчас?

В свете новых требований к объектам строительства и реконструкции, лаборатория проводит экологический мониторинг на соответствующих объектах на БАМе и Транссибирской магистрали, расположенных в Центральной экологической зоне.

Экологический контроль отслеживает состояние атмосферного воздуха и физических факторов, а в теплое время года дополнительно добавился контроль за состоянием водных объектов и почвенного покрова.
Какая периодичность замеров?

Периодичность различная. Атмосферный воздух может контролироваться один раз в квартал, водные объекты – один раз в месяц, почвенный покров – один раз в квартал. Бывает, в регламентах прописана периодичность по конкретным объектам – один раз за период строительства.

Мы установили для себя иную периодичность замеров, чем это предписано проектной документацией: проводим их раз в месяц. Это позволяет нам собрать доказательства отсутствия нарушений в работе и превышения выбросов в атмосферный воздух.
Один из масштабных объектов рядом с Иркутском, где ведется реконструкция, – станция «Андриановская».
Что происходит
на станции «Андриановская»?
Сергей Фурсов
Главный инженер ВостСиб ДКС
На данный момент на месте работает строительная техника, ведется разработка скального грунта и его вывоз на карьеры. Завершились буро-взрывные работы. Объемы выработки немаленькие: 270 тысяч кубометров.

Польза работ – удлинение станции в восточную сторону и развитие путей для формирования толкачей по горно-перевальному участку. Тем самым упростится доставка грузов по железной дороге.
Во время модернизации станции предстоит заменить почти шесть километров железнодорожного полотна на бесстыковый «бархатный» путь. Предстоит удлинение приемоотправочных путей, укладка новых стрелочных переводов, значительное обновление контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи.

Специалисты обновят и инфраструктура: платформу и навесы, которые защитят путешественников от непогоды. Для удобства местных жителей обустроят новый пешеходный переход, а по периметру станции установят защитные экраны, ограждающие дома от шума магистрали.

Модернизация станции имеет стратегическое значение. Объект является примером качества выполняемых работ, поскольку ведутся в строгом соответствии с утвержденным проектом и с соблюдением всех требований по охране окружающей среды на Байкальской природной территории.

Во время модернизации станции предстоит заменить почти шесть километров железнодорожного полотна на бесстыковый «бархатный» путь. Предстоит удлинение приемоотправочных путей, укладка новых стрелочных переводов, значительное обновление контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи.

Специалисты обновят и инфраструктура: платформу и навесы, которые защитят путешественников от непогоды. Для удобства местных жителей обустроят новый пешеходный переход, а по периметру станции установят защитные экраны, ограждающие дома от шума магистрали.

Модернизация станции имеет стратегическое значение. Объект является примером качества выполняемых работ, поскольку ведутся в строгом соответствии с утвержденным проектом и с соблюдением всех требований по охране окружающей среды на Байкальской природной территории.


А следят ли региональные власти за работами возле Байкала?

Все мероприятия проводятся в рамках соглашений, которые заключены между ОАО «РЖД» и правительствами Иркутской области, Республики Бурятия, а также Минприроды России.

Участники подписали меморандумы о взаимодействии в августе 2020 года. Документы регламентируют соблюдение экологических норм при модернизации и строительстве объектов транспортной инфраструктуры в природоохранной зоне Байкала.

А что конкретно делают для защиты Байкала?

Согласован план дополнительных мер по охране окружающей среды. Он предусматривает, помимо создания системы экологического мониторинга и контроля, сбор, обработку и анализ полученной информации. Мера позволит удалённо контролировать соблюдение подрядчиками экологического законодательства на объектах строительства, а также отслеживать работу автоматических систем контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Краткий перечень мер
по защите озера
Очистка береговой линии Байкала на участках от поселка Байкал до поселка Таловка.
Оборудование площадок для сбора твердых бытовых отходов и установка биотуалетов на территории памятников природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский».
Установка контейнеров для раздельного сбора мусора на десяти станциях и остановочных пунктах КБЖД, станциях БАМа и Транссиба в пределах Байкальской природной территории, на которых будут проходить строительно-монтажные работы.
Для охраны атмосферного воздуха 14 пунктов обогрева путевых рабочих переведут с отопительных печей на электоэнергию.
Для защиты водных ресурсов построят и модернизируют действующие очистные сооружения.
Стройплощадки оборудуют пунктами мойки колес.
По инициативе ОАО «РЖД» в план вошли мероприятия по охране животного и растительного мира центральной экологической зоны озера Байкал. Среди них:
Восстановление 20 гектаров лесных насаждений в Байкальском, Ангарском и Ушаковском лесничествах – это 39 740 сеянцев хвойных пород деревьев, при планируемом лесовосстановлении в 10 гектаров.
Защита и увеличение популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе балобана – птицу семейства соколиных – на территории Прибайкальского нацпарка.
Привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры.
Организация и участие в просветительских мероприятиях, связанных с экологической проблематикой.
Предусмотрены мероприятия по восстановлению лесных насаждений.
Подключена горячая линия по вопросам исполнения природоохранных мер на Байкальской природной территории: 8-800-2000-665.
Совместными усилиями руководство Иркутской области и РЖД обеспечат открытость в вопросах экологии.
Олег Белозёров
Генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД»
— Сегодня мы не берем, а возвращаем природе то, что когда-то пострадало при строительстве Транссиба, более 100 лет назад. Работы включают в себя не только компенсационные мероприятия, но и очистку воды, воздуха. Ключевой момент меморандума – ни одного действия без экологического заключения и без обсуждения с общественностью мы делать не будем.
Игорь Кобзев
Губернатор Иркутской области
— Правительство Иркутской области объективно оценивает важность проекта модернизации. Это и новые рабочие места, и отчисления в бюджет. Главное в обязательном порядке учесть мероприятия по лесовосстановлению, расчистке берегов Байкала, обустройству заказников для сохранения животного и растительного мира. Для жителей Иркутской области озеро Байкал и сибирская тайга – особая ценность. На всех этапах проведения работ будет обеспечена максимальная открытость, контроль со стороны общественности и научное сопровождение. Уверен, совместными усилиями мы сумеем решить все поставленные задачи.
Текст: Светлана Павлова
Дизайн и верстка: Семен Степанов
Фото пресс-службы ВСЖД