Кругобайкальская железная дорога
Это уникальный памятник инженерного искусства, одна из главных достопримечательностей Прибайкалья. КБЖД обладает огромным количеством рукотворных объектов: тоннелей, мостов, виадуков, подпорных стенок.
Строительство дороги продолжалось с 1896 по 1900 годы. Местных строителей почти не было. На сооружении работали вольнонаемные, ссыльные поселенцы. Работами занимались русские, итальянские и прусские инженеры. Самым сложным и дорогим было обеспечение строительства материалами.
По объему работ, сложности и затратам строительству железной дороги не было равных, недаром ее называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Все, кроме леса и камня, требовалось подвозить издалека, даже песок. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. В сутки проходили примерно на 40-50 сантиметров. На каждый километр пути в среднем израсходовано по 1 вагону взрывчатки.
До 1905 года поезда ходили до станции Байкал, а дальше переправлялись на пароме-ледоколе до станции Мысовой, от нее продолжали движение на восток. для переправы использовались специально изготовленные в Англии паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара».
Завершение строительства отметили созданием своеобразного памятника — мраморного вокзала на станции Слюдянка. Кругобайкальская железная дорога — это без преувеличения самая красивая железная дорога России.
На данный момент участок от станции Култук до станции Байкал — тупиковый. После строительства ГЭС и затопления участка дороги новый путь от Иркутска до Байкала проложили по долинам рек Иркут и Олха.
The unique railway
There are no analogous to the Circum-Baikal railway in the world. This is an unique complex historical museum. The railway and the area adjoining it includes not only monuments of engineering-techincal art (tunnels and galleries, bridges and viaducts, breast walls), monuments of architecture, but also various monuments of nature - of geology, mineralogy, zoology, biology.
The number of engineering structures is the following:
tunnels - 41 (40 kept: 39 are on historical section of Circum-Baikal railway (now only 38 are being used) and one more is to the east of Slyudyanka), stone galleries - 16 (15 kept, now only 5 are being used), bridges and viaducts - 248, breast walls - 268, monuments of architecture - 172.
By the resolution of Irkutsk regional Soviet of the People's Deputies from December 21, 1982 the section of Circum-Baikal railway from station Baikal up to station Kultuk is announced an architectural - landscape reserve and is taken under state protection.