Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как в «Точке будущего» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья

Как в «Точке будущего» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья

«Точка будущего» — одно из общеобразовательных учреждений в Иркутской области, в котором действует принцип «каждый особенный — все равны». В школе созданы условия, позволяющие продуктивно учиться и общаться как обычным детям, так и ребятишкам с особенностями развития и здоровья. О том, как организовано инклюзивное образование в этом комплексе, — читайте в репортаже IRK.ru.

«Точка будущего» — современное учебное заведение, в котором наравне со всеми обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.) и инвалидностью. Оно расположено за микрорайоном Солнечный, неподалеку от залива Иркутского водохранилища.

В школу так просто не зайдешь: сначала необходимо преодолеть пост охраны, а без пропуска или приглашения это сделать невозможно. На входе в учреждение меня встречает Виктория Канчер, руководитель «Социально-психологической службы», она проведет экскурсию по школе и расскажет об условиях обучения детей.

Образовательный комплекс состоит из 6 корпусов. Три корпуса, в которых расположены младшая школа, физкультурно-оздоровительный корпус и старшая школа, соединены между собой теплыми просторными переходами. В отдельных корпусах располагается детский сад, хозяйственный и административный корпус.

Виктория Канчер
Виктория Канчер

Сначала мы идем в корпус младшей школы под названием «Воздух» — здесь дети учатся с первого по шестой класс. Как рассказала Виктория, в «Точке будущего» обучаются дети с различными нозологиями: умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна. Кстати, в детском саду также есть дети с ограничениями по здоровью, среди которых ребенок с кохлеарным имплантатом.

В «Точке будущего» организованы три отдельных класса для детей с умственной отсталостью в младшей школе и один класс — в старшей. Кроме этого, 24 человека обучаются в общеобразовательных классах.

Все дети с ОВЗ в образовательном комплексе обучаются с учетом СанПиНов. В отдельных классах занимаются дети с умственной отсталостью. Однако они не лишены контактов с другими учащимися: все дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками на переменах. А вот дети, например, с задержкой психического развития обучаются в обычном классе.

— Как правило, 2–3 ребенка с ОВЗ на класс из 24 человек. Когда эти пропорции смещаются в сторону увеличения детей с различными нарушениями, процесс обучения затрудняется, — поясняет Виктория.

К разговору присоединяется координатор по инклюзии Елена Михайлова. Специалист уверена: очень важно создать для детей с ОВЗ оптимальные образовательные условия в школе. Для этого в начале учебного года специалисты «Точки будущего» изучают заключения, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертизы по каждому ребенку.

После этого логопеды, дефектологи, психологи беседуют с детьми, выявляя их психофизиологические, эмоциональные, поведенческие особенности. Только всесторонне изучив особенности ребенка, решается вопрос о создании необходимых для обучающегося с ОВЗ условий. На протяжении всего учебного года специалисты работают с ребятишками, у которых есть различные нарушения – как индивидуально, так и в группах.

— Иногда специалисты видят, что у ребенка без диагноза есть особенности в поведении и трудности в освоении программного материала, — говорит специалист. — В этом случае мы предлагаем родителям пройти психолого-медико-педагогическую комиссию для того, чтобы подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. Не всегда родители с пониманием к этому относятся, однако мы объясняем: все в интересах детей, ведь иногда они не справляются с программой и не ладят со сверстниками именно из-за своих особенностей здоровья.

Елена Михайлова
Елена Михайлова

Но бывают и обратные ситуации, рассказывает Елена Михайлова. В начале года в школу пришел ребенок с диагнозом «легкая умственная отсталость» — это отражено в заключении ПМПК. Однако по результатам диагностических обследований специалистов, анализа возможностей в освоении программного материала и педагогического наблюдения, на школьном психолого-педагогическом консилиуме было принято решение о необходимости уточнения заключения через повторное обследование на ПМПК.

В образовательном комплексе «Точка будущего» работает мощная служба сопровождения детей с ОВЗ: логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги, тьюторы, ассистенты. Они помогают детям с ОВЗ получить максимум знаний.

Дети с ОВЗ учатся пять дней в неделю, суббота у них — выходной. Ребятишки могут находиться в школе в течение всего дня, посещая дополнительные занятия и выполняя домашнее задание вместе с воспитателями младшей школы. А могут приезжать только на уроки и коррекционно-развивающие курсы. Ребятишек, которым физически сложно находиться весь день в школе, родители забирают после занятий.

В «Точке будущего» для детей с ОВЗ разработаны и реализуются 11 адаптированных программ. По некоторым предметам для детей с различными нарушениями увеличено количество часов, а по некоторым, наоборот, уменьшено. Например, в отдельных классах для учащихся с легкой умственной отсталостью предусмотрено бОльшее количество уроков ручного труда (в рамках учебного плана). Кроме этого, ребятишки, которые обучаются в отдельных классах, не изучают ряд предметов, например, в старших классах они не проходят химию и физику.

С родителями особенных детей специалисты и педагоги школы выстраивают тесное взаимодействие. Они уверены: это позволяет лучше узнать ребенка, понять его, помочь ему в развитии способностей, преодолении трудностей в общении с другими учащимися. «После диагностики и проведения психолого-педагогических консилиумов, мы встречаемся с родителями, анализируем результаты и выстраиваем образовательный маршрут вместе с ними», — поясняет Елена Михайлова.

В «Точке будущего» все продумано и спланировано так, чтобы любому ребенку было комфортно находиться и удобно перемещаться по комплексу. Пандусы, подъемники, поручни, широкие дверные проемы, туалеты со специализированными кабинками для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В школе все стены, отделяющие учебные классы от общественного пространства, стеклянные. Это дает ощущение единства и доверия. Заглядываем в один из кабинетов. Учитель-дефектолог ведет урок в отдельном классе, в котором обучаются шесть ребятишек с ОВЗ. На классной доске висят фотографии учащихся. Под каждым фото размещены их работы. К нам подходит мальчик лет восьми. У него диагноз «умеренная умственная отсталость». Заметив, что мы разглядываем доску, он начинает рассказывать, где чьи работы.

— А я вот это сделал, а это Дима, — с гордостью показывает он рисунки.

Виктория говорит, что ребятишкам тяжело высидеть весь урок, поэтому они могут встать, поговорить, походить по классу — тьютор или педагог дают им возможность отдохнуть. Однако при этом время на отдых регламентировано. Эти дети, как и остальные учащиеся, должны следовать правилам и распорядку школы.

Нелли Хусаинова, тьютор
Нелли Хусаинова, тьютор

Идем дальше. В следующем кабинете идет урок у четвертого класса. В общеобразовательном классе обучаются трое ребятишек с задержкой психического развития. В помещении, кроме учителя, находится тьютор, он помогает своим подопечным справляться с заданиями. По словам Виктории, без тьюторского сопровождения качественно реализовывать адаптированные программы было бы очень сложно. Тьютор помогает детям с ОВЗ включиться в образовательную и социальную среду: следовать расписанию, после уроков — выполнять задания и готовиться к следующему учебному дню, а также стать более самостоятельным, научить его взаимодействовать с окружающими.

Как правило, тьютор работает с группой до шести человек. Если, к примеру, в классе, где учатся 24 ребенка, три учащихся с ОВЗ, то к ним может быть приставлен один тьютор. А вот за каждым ребенком с расстройством аутистического спектра закреплен отдельный тьютор.

— У всех тьюторов в нашей школе есть педагогическое образование. Сейчас на факультете специального и инклюзивного образования Педагогического института ИГУ несколько наших специалистов обучаются в магистратуре. Часть специалистов проходят квалификацию или переквалификацию дистанционно в московских институтах. Те тьюторы, которые работают с детьми с расстройством аутистического спектра, сейчас проходят курсы по АВА-терапии (интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. — Прим. ред.), — рассказывает Виктория.

Евгений Игнатьев
Евгений Игнатьев

Творчество играет огромную роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе учащихся с различными заболеваниями, независимо от диагноза, стараются включать в музыкальные занятия. Так, учитель музыки Евгений Евгеньевич Игнатьев с удовольствием берет на свои уроки всех ребятишек, даже из отдельных классов.

Кроме этого, дети с ОВЗ занимаются в «Экспериментариуме». Они наравне с другими учащимися выращивают различные растения. Заходим в помещение. На полках стоит множество подписанных горшочков — вот здесь Паша вырастил землянику, уже появились ягодки, а Маша посадила васильки. Ребята выстраивают температуру, необходимую для своих посадок, и поливают их в определенное время.

Для детей постарше в образовательном комплексе есть мастерская «Фаблаб» (кабинет трудов для мальчиков) и «Кулинариум». Как отмечает Виктория, дети с ОВЗ очень любят кулинарные занятия: они повышают уровень их общего развития и помогают приобрести социально-бытовые навыки.

В одном из кабинетов идет урок по изобразительному искусству. Заходим внутрь. Дети занимаются в помещении с высокими потолками и окнами, расположенными на разном уровне. «Это не причуда проектировщика, — поясняет Виктория. — За счет такого расположения окон в кабинете много естественного света – а это то, что надо для такого урока». В этом классе обучается ребенок с задержкой психического развития — он с удовольствием общается со своими сверстниками и выполняет творческие задания.

В следующем кабинете идет урок математики. В общем классе обучается ребенок с расстройством аутистического спектра, рядом с ним сидит тьютор. А по соседству идет урок у первоклашек — здесь, наряду со всеми, учатся несколько ребятишек с различными психофизиологическими особенностями.

В «Точке будущего» учиться можно везде: на диванах в коридоре, за высокими столами в столовой, на широких подоконниках с видом на школьный двор. И даже на лестницах амфитеатра — здесь сейчас идет литературное чтение у четвертого класса. Дети готовят мини-спектакль «Зеркальце». Педагог Инна Ивановна Бродович учит их читать пьесу выразительно, по ролям, опираясь на характеры героев произведения. В этом классе обучается ребенок с расстройством аутистического спектра. Он, как рассказывает педагог, активно включается во всю деятельность класса, в том числе – участвует в спектакле.

Вместе с Викторией идем в спортивный корпус «Огонь». В коридорах школы предусмотрены локеры – удобные шкафчики для хранения личных вещей. Они запираются на электромеханический замок, который открывается бесконтактными картами. Это очень удобно: не нужно в течение дня носить с собой все вещи. А еще в школе много мест для отдыха детей.

— «Точка будущего» - школа полного дня, для нас очень важно создать комфортную и удобную среду для обучающихся. Ребятишки с ОВЗ, чаще, устают чуть быстрее и им важно уединиться и отдохнуть. Именно поэтому продуманы места для отдыха и тихих игр в виде стилизованных «домиков», шумоизоляционных кубов, отдельных помещений, — поясняет Виктория.

Вот мы и в корпусе «Огонь». В школе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей с различными нарушениями. Так, в спортивном зале проходят уроки по адаптивной и лечебной физической культуре. Здесь также находится бассейн. Дети с ОВЗ с удовольствием занимаются плаванием. Индивидуальные и групповые занятия в бассейне проводит специалист по адаптивной физической культуре. Для детей с двигательными нарушениями есть специальные устройства для спуска и погружения их в бассейн.

Кстати, в спортивном корпусе есть полуэтажи, но дети с ОВЗ без труда могут попасть как сюда, так и на любой другой этаж: везде есть лифты. А там, где нужно преодолеть несколько ступенек, предусмотрены лестничные подъемники.

Из корпуса «Огонь» через переход попадаем в здание старшей школы. Сейчас идет урок в классе, в котором обучаются пять мальчиков с диагнозом «легкая умственная отсталость». Они занимаются по программам 7,8,9 классов. Ребята, не обращая на нас никакого внимания, сосредоточенно выполняют задание учителя. Тут звонит звонок на перемену, и мальчики выходят из класса: кто-то – пообщаться со сверстниками из других классов, кто-то – просто прогуляться по коридору.

Виктория Брикова
Виктория Брикова

С этим классом работает педагог Виктория Станиславна Брикова. У нее 30 лет педагогического стажа, из них 17 лет она работала в коррекционной школе города Усолье-Сибирское.

— Наши ребята самые лучшие, самые добрые и отзывчивые, у них больше человечности, — делится Виктория Станиславна. — Я общаюсь с ними на равных, не акцентируя внимание на их проблемах, помогая им в учебе и в жизни, чтобы не дать комплексам развиться. Не должны в отдельных школах учиться такие дети, мы же живем в едином обществе. Они ходят на совместные мероприятия. Им это очень помогает в жизни.

Анастасия Маркова
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова

  • Светлана Светлая 13 июня 2021 в 10:23

    А вы что думаете, что опыт работы в школе 20- 30 лет играют определяющую роль? Я прохожу профессиональную переподготовку, где такие учителя со стажем русский язык с 3 раза не могут сдать.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля